ШУМ 21 ВЕКА
-
Мир находится в состоянии кризиса. Это ускорение усложнения вместе с такими проблемами, как изменение климата и растущее подозрение в отношении силы, способной к изменениям политическими или культурными средствами, ставит нас перед необходимостью концепций, которые могут помочь нам понять эти смутные времена. Шум - это такое понятие. Поэтому неудивительно видеть растущий интерес к шуму в различных областях и системах, таких разнообразных, как теория информации; музыка и сонология; искусственный интеллект и машинное обучение; капитализм и финансы; эстетика; биофизиопсихосоциология; сложность; и т.д.
Согласованность, непротиворечивость, предсказуемость и порядок - это хорошо известные и родственные концепции, которые имели первостепенное значение для статистико-научного этоса 20 века. По мере того, как мы вступаем в новое тысячелетие, становится все более и более очевидным, что беспорядок, хаос, непредсказуемость и, особенно, шум, являются не просто "неорганизованными" аналогами этих понятий, но на самом деле содержат порождающие концептуальные средства для преодоления этой неуловимой диаметральной противоположности. Социальное и техническое наследие этих разработок все еще дает о себе знать, но в 21 веке, среди каскада потрясений и кризисов в экологической, экономической, социальной и эстетической сферах, и по мере того, как мы продвигаемся дальше в цифровую, автоматизированную, гиперсвязанную парадигму, значение шума снова начало радикально меняться и настоятельно требует переосмысления.
Начиная с семнадцатого века, с развитием теории вероятностей, произошел значительный сдвиг в понимании порядка и случайности, не только абстрактно, но и связанный с новой статистической формой социальной власти, колониальной экспансией и наступлением капитализма. В девятнадцатом веке этот сдвиг привел к возникновению статистической механики и теории динамических систем, которые шли параллельно с растущим достижением тонкого контроля над материей и жизнью и одновременно с зарождающимся осознанием фундаментальной неконтролируемости. Именно в начале двадцатого века эпистема снова полностью трансформировалась с переопределением понятий информации и шума в теории информации, теории вычислимости и кибернетике. Это имело огромные научные, философские, политические и художественные последствия, и снова произошло одновременное расширение и интенсификация форм контроля и сопротивления во всех сферах человеческой деятельности. В результате в 20 веке роль эстетики в традиционном понимании была поставлена под сомнение, и шум нарушил то, как исполнялась и воспринималась музыка, став центральным элементом звуковых и художественных практик в целом как композиционный материал и концептуальное вдохновение.
шум 21 века раздается в связи с глобализированным неолиберальным захватом, растущей мощью искусственного интеллекта, подъемом платформенной экономики и транснациональных корпоративных империй и всеми их последствиями: неоколониализмом, кибервойнами, потогонными предприятиями, превентивной полицией и т.д. Если шум 20-го века был симфоническим водоворотом, транслируемым из центра, то шум 21-го века - это какофония, создаваемая пользователями, которая усилила существующие формы отчуждения и эксклюзивности. Шум в музыке и саунд-арте одновременно выражает эту ситуацию и вызывает сопротивление ей. Как мы можем слушать это новыми ушами? Возможно ли услышать структурные условия, которые вызывают в нас психологические патологии и приводят нас к психическим состояниям шума? Возможно ли среди этого шума сымпровизировать будущее, не исключающее исключений? Можно ли изменить масштабы асимметрии рисков? Можно ли использовать шум не для получения конкурентной прибыли, а для коллективной выгоды? Возможен ли новый шум? Может ли этот шум привлечь политическое влияние?Чтобы ответить на эти вопросы, мы предлагаем семинары по составлению диаграмм, которые откроют дверь в междисциплинарную (re) интерпретацию noise. Эти мероприятия объединяют (пара-) академических трансдисциплинарных практиков, стремящихся исследовать сложность и обширность явлений, начиная от познания и заканчивая телесностью и культурой, через призму шума.
-
-
*~~```
[ Жирный текст](Адрес ссылки)